Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках математики в 5-6 классах.

   Формирование ключевых компетенций

у учащихся на уроках

математики в 5-6 классах.


Любому человеку необходимо быть конкурентоспособным, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать свои проблемы и проблемы коллектива. Мы должны воспитать в нем потребность к познанию нового, научить его находить и отбирать нужную информацию.

    У учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

    Не первый год преподавание математики в 5-6 классах я веду по УМК И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича. Надо отметить, что многие задания в учебниках этих авторов активизируют умственную деятельность учеников, развивают критическое мышление, формируют ключевые компетенции. Например, при изучении нового материала «Сравнение отрезков» можно решить № 87

1.     Объясните, как сравнить отрезки при помощи линейки или циркуля. Сравните отрезки, изображенные на рисунке, известными вам способами.

2.     Подумайте, как проверить, равны ли отрезки, если под рукой нет ни циркуля, ни линейки, но есть калька или прозрачная пленка.

3.     Подведите итог проделанной работы. В каких случаях можно утверждать, что отрезки равны?

 

   Такие задания помогают учащимся приобрести навыки самостоятельной познавательной деятельности. Ребята учатся делать выводы. При ответе одного ученика остальные получают задание – сделать рецензию на ответ. 

Очень большое влияние оказывают на формирование компетенций задачи с практическим содержанием.

Например:

    №157

Составьте список продуктов, которые вы хотели бы купить к праздничному столу, узнайте их цены и, выполнив прикидку, определите, хватит ли вам для покупки 800 рублей. Если хватит, подумайте, что еще можно купить на оставшиеся деньги, а если нет, то от чего вам придется отказаться.

 

   № 906.

При оформлении товара со склада оформляется специальный документ – накладная, в которой указываются наименование, количество, цена и стоимость товара. Затем вычисляется итоговая сумма, к которой прибавляется налог на добавленную стоимость (НДС), размер которого составляет 20% итоговой суммы, и вычисляется общая сумма. Попробуйте заполнить пустые графы такой накладной.

 

Наименование товара

количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

1

Обои виниловые

40

135,00

 

2

Клей виниловый

12

15,75

 

3

Бордюр

8

115,00

 

 

Итого:

 

 

 

 

НДС (20%)

 

 

 

 

Всего отпущено на сумму:

 

 

 

   Данный вид заданий помогает овладеть ученикам теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности, т.е. социально-трудовой компетенцией.

   Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию. При решении расчетных задач на движение и стоимость учащимся можно предложить подобрать данные для составления задач на данную тему. Они с удовольствием составляют задачи и предлагают решить их своим одноклассникам.

   Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения арифметических задач. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

   Проверку решения задач делаем одним из следующих способов.

1.     Составляем задачу, обратную данной, вводя в ее условие полученный ответ и исключая одно из известных чисел, становящееся искомым. Получение исключенного числа в качестве ответа обратной задачи дает уверенность в правильности решения исходной задачи.

2.     Проверяем соответствие полученного ответа всем условиям задачи.

3.     Решаем предложенную задачу двумя способами. Совпадение ответов, полученных двумя логическими различными путями, и есть подтверждение правильности ответа.

   Познавательная деятельность ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Поэтому необходимо постоянно возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения и как мощное средство повышения его качества. Изучая тему: «Координаты», в 6 классе, можно использовать задания на шахматной доске или воспользоваться игрой «Морской бой».

   №402.

Запишите координаты фигур, расположенных на шахматной доске (рис. 68).

№ 403.

Запишите координаты кораблей из игры «Морской бой».


 

   Таким образом, на уроках математики при решении задач, можно успешно формировать ключевые компетенции. При этом заметим, что это лишь малая часть тех возможностей, которые имеет учитель на уроках математики.

 

Сычева Г.В. учитель математики школы

имени В.М.Комарова Звездного городка.


Категория: Мои статьи | Добавил: Гном (25.02.2013)
Просмотров: 2161 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: